Как грамотно построить коммуникацию, чтобы вас слышали? С коллегами, начальством, друзьями, родители? Ниже я наглядно расскажу вам о фразах-НЛП, которые помогут вам добиться желаемого, а что настроит окружающих против вас.
Что из себя представляет НЛП
НЛП представляет собой универсальное руководство, особенный подход к общению, которое подходит для обычной жизни. НЛП помогает понять особенности работы мозга, образования мыслей, шаблоны человеческого поведения. Если знать все эти процессы в деталях, можно научиться ориентироваться в людях, прийти к взаимопониманию, получать удовольствие от общения.
Ниже я хочу предложить простые правила из НЛП, с помощью которых можно улучшить коммуникацию с окружающими.
- Используйте эхо-фразы
Эхо-фраза – это особенное слово или выражение, которое произносит ваш собеседник, а вы ее повторяете, чтобы добиться своего. Поэтому, когда формулируете ответ, повторяйте за собеседником эхо-фразу. Пример диалога:
- Я бы хотела попросить прибавку к зарплате
- Какую прибавку ты рассматриваешь?
- Мне бы хотелось получать на 30% больше, относительно своей нынешней зарплаты
- Как думаешь, какие задачи ты можешь на себя взять, чтобы соответствовать прибавке к зарплате?
- Мне бы хотелось больше общаться с клиентами, а не только проводить дни у компьютера. Поэтому я готова взять на себя вопрос привлечения новых клиентов.
- Говорите о предмете дискуссии, но не о человеке
Если, к примеру, вы хотите сделать замечание, то говорите от третьего лица и максимально обезличивайте процесс. Допустим, ваш любимый человек приготовил пирог с ягодами, но положил слишком много начинки или наоборот – мало. Или вообще переборщил с содой.
Неверно будет сказать: “Невкусно! Это просто есть невозможно! Только начинка чувствуется!”
Лучше так: “Пирог получился красивым. Только нужно доработать рецепт и класть поменьше начинки”
- Не задавайте риторических вопросов
Они не только создают ненужное напряжение, но и накаляют обстановку. Задача риторических вопросов – украшать речь, не более. Они не дают никакой конкретики, не несут смысловой нагрузки. Фактически, риторический вопрос – это утверждение в вопросительной форме. Поэтому намного эффективнее использовать фразы, которые подталкивают к действию, проясняют ситуацию. В этом вам поможет следующий совет.
- Выражайтесь конкретно
Собеседник должен четко понимать, что вы от него хотите. То есть, ваши слова должны быть для собеседника максимально понятны. Так у вас будет больше шансов на то, что вас услышат, ваши слова не исказят.
Например, обращаетесь к любимому человеку с просьбой сходить в магазин, сказав “Купи что-нибудь вкусное”. Что-нибудь – это что? Печенье, мороженое, пирожки или соленая рыба? Поэтому будьте максимально конкретны: “Купи печенье, зефир и шоколад с орешками”.
Просто вспомните, как работают поисковые запросы. Можно загуглить “милые животные”, вам выпадет больше 15 миллионов результатов. Если же конкретизировать до “милые котята”, то цифра с результатами будет в пять раз меньше – почти три миллиона. Видите разницу?
- Уточняйте
Когда вы уточняете, то осознаете: так ли поняли и верно ли поняли вас окружающие? Поэтому не стесняйтесь спрашивать: “Правильно ли я понимаю, что нужно сделать вот это и это ?”, “Что ты имел в виду под фразой…”, “Поясни, пожалуйста, еще раз. Боюсь, что не так понял”. Такое уточнение минимизирует шанс ошибок.
- Начинайте с хорошего
У обратной фразы есть золотое правило: мы запоминаем последние фразы и последние вопросы. Именно поэтому, чтобы диалог был максимально полезным для каждой из сторон, скажите, что вам понравилось в проделанной работе. При этом не забывайте говорить обезличенно, как рассказывала выше.
Также не забывайте о правиле критики, о чем говорит пункт два. Критикуйте не человека, а его действия. Но и сразу выступайте с предложением. Например:
Неправильно: “Сайт составлен ужасно. Все пестрое, неинтересное и скучное”
Лучше сказать: “Дизайн вышел цепляющим. Что касается наполнения, то стоит добавить информацию о компании, наполнить фотографиями”.
- Благодарите!
Даже за самые мелочи. По статистике, 79% работников жалуются на то, что руководство их не ценит, и только 21% признает, что начальство их хвалит. В данном случае речь не по премии, а про элементарную похвалу. Каждому человеку необходимо признание, согласитесь.
Поэтому если даже вас не устраивает результат стараний другого человека, в любом случае начните речь со слов благодарности. Он же потратил свое время, применил навыки, постарался, в конце концов. В данном случае вероятность конфликта снижается вдвое, а шанс прийти к решению, которое устроит обе стороны – намного выше.
Не стоит говорить: “Отчет не подойдет! Переписать к завтрашнему дню!”
Лучше сказать: “Благодарю вас за проделанную работу! Прекрасно получилась графа вторая. В первой нужно добавить квартальный график.
Когда вы начнете применять эти правила, то увидите, как изменится ваша жизнь: дела будут разрешаться быстрее, общение с окружающими наладятся, а работать станет легче. И, заметьте, без психологических манипуляций!