Работа с графическими приемами наиболее эффективна в том случае, если психолог имеет представление о символической интерпретации изображений, владеет навыками работы с рисуночными методиками.
Основная цель данного приема — организовать беседу с клиентом. Если человек предъявляет нетрадиционные рисунки или у него возникают неординарные ассоциации по их поводу, то данный прием может иметь и психодиагностическое значение.
Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, т.е. является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти «черточки и точечки» не случайны, а является результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, изучавших коллективное бессознательное.
Этапы работы:
1. Клиенту предъявляется бланк, состоящий из восьми незаконченных изображений (см. рисунок внизу). Дается инструкция: «Перед Вами восемь незаконченных рисунков. Постарайтесь их дорисовать так, как Вам захочется».
Каждое незавершенное изображение имеет определенное значение при его завершении. Психолог должен стремиться к тому, чтобы его вопросы по поводу каждого изображения подвели клиента к выражению эмоций, чувств, переживаний, ассоциаций по поводу этого символа или образа.
Каковы же эти ключи?
1.«Точка сверху». Полученный рисунок и, главным образом, ассоциации по его поводу организуются вокруг ключа «Общительный человек с сильной нервной системой или замкнутый со слабой нервной системой, обращенный вглубь себя» важно проследить с какими символами, качествами, образами он это связывает». Первый ключ — это «интроверсия/экстраверсия». Символически точка означает начало, а в данном случае — самого себя, т.е. представление о себе и своем месте в мире.
Примеры: Если точка замкнута, заключена в круг, квадрат, является зрачком глаза — прослеживается интроверсия. Солнышко с лучами, горох на платье — экстраверсия. Цветок — состояние кризиса.
2. «Волнистая линия» — это зародыш, а пространство вокруг — мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими. Данный символ говорит о том, с какими ассоциациями, качествами, образами человек связывает свои эмоциональные ощущения и как это влияет на самочувствие и поведение. Итак, второй символ — это «взаимоотношения с собой и окружающими».
Пример: Замкнутая галочка (лист дерева, глаз) — наличие комплекса неполноценности.
3.«Три вертикальных палочки». Этот символ интерпретируется как «потенциальные возможности интеллектуального роста, развития, планов на будущее».
Примеры: все, что имеет тенденцию к росту, движению вверх, наполнено содержанием «подъема», «восхождения», наделено смыслом движения вверх — говорит о желании интеллектуального роста (довольно часто встречаются ступеньки, высаженные в ряд и увеличивающиеся по высоте деревья, цветы и т.п.). Если конструкция опускается вниз — это свидетельствует о депрессивных состояниях, нежелании развиваться в интеллектуальной сфере. Если есть перемычки – «задержка».
4.«Черный квадратик». Этот символ говорит о «способах решения проблем». Это символ опасности, страха, вины. Здесь диагностируется отношение к преградам, опасностям, жизненным трудностям, психологическому грузу, который несет человек.
Примеры: Квадратик в окружении — необходима помощь других. Шахматы — самостоятельность в способах решения проблем.
5. «Две линии под наклоном». Данный символ интерпретируется как «агрессивность».
Примеры: Если линии соединены или пересеклись (звезда, шалаш, перекресток дороги) — выражена агрессивность. Если не соединены и не пересеклись в рисунке — склонность к миролюбию.
6. «Две палочки под углом 90 градусов» интерпретируются как «удовлетворенность семейным положением». Это отношения с близкими людьми (сближение или удаление от них). Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность. Если нарисованная фигура устойчивая — прослеживается удовлетворенность. Если неустойчивая, рисует треугольники — неудовлетворенность. Если рисуют транспорт (наиболее часто встречаются здесь завершения в виде автобусов, автомобилей) — желание изменить ситуацию (убежать, уехать, действовать по плану).
7. «Пять кружочков». Полученный рисунок говорит о «деликатности или конфликтности» клиента. В процессе общения выясняем, для чего служит нарисованный предмет, и какие эмоции вызывает. Точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость к внешним и внутренним раздражителям. Отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, «толстокожесть».
Примеры: одни из самых распространенных рисунков — бусы и улыбающаяся женщина-домохозяйка, у которой на голове бигуди — это свидетельствует о деликатности человека. Агрессивность же выражается в чем-то колючем, холодном, злом (из этого символа, люди с выраженной агрессией рисуют ежика, серп, репейник и т.п.)
8. «Полукруг сверху» — символ гармонии и защиты. Обозначает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Данный рисунок ассоциируется с «механизмами, помогающими выходить из критических ситуаций».
Примеры: Пища (сыр, грибы, яйцо, яблоко) – «заедает» проблемы. Муравейник (или другие густонаселенные сообщества) — родственные связи (обращается за помощью к родственникам, ищет у них поддержку). Природные явления (радуга, луна) — одиночество (в критической ситуации уходит в себя, погружается в мысли, плачет, страдает). Закрытые предметы — уход в себя в качестве защиты.
2. После того, как клиент завершил все рисунки, наступает этап его опроса по содержанию изображений. В ходе опроса психолог должен постоянно иметь в виду ключ, относящийся к данному рисунку.
Существует определенный состав вопросов, которые имеет смысл зада¬вать в любом случае. Это следующие вопросы: «Что это такое?». «На что это похоже?». «Что это Вам напоминает?». «Символом чего для Вас является этот. образ?», «Какие качества Вы можете приписать этому образу?»
Если завершенное изображение остается абстрактным, то вопросы должны быть направлены на его «одушевление», приписывание ему человеческих качеств.
Если изображен пейзаж, то обязательно следует спросить о том, где находится на рисунке сам клиент, куда он мог бы себя поместить (или же он находится вне плоскости рисунка).
Сформулированное утверждение не стоит сразу сообщать клиенту, чтобы не актуализировать у него психологические защиты при дальнейшем ассоциировании. Следует переходить к опросу и поиску ассоциаций по следующему рисунку.
Сообщать ключ сразу не стоит и еще по одной причине. Дело в том, что уже сформулированные утверждения-гипотезы могут несколько корректироваться в ходе получения ассоциативного материала по последующим рисункам. В итоге у психолога может даже сложиться логически-целостный сюжет, связывающий отдельные сферы жизни.
Обязательно следует спрашивать клиента о его эмоциональном отношении к собственным символам и ассоциациям: «А Вам нравится (или не нравится) данный символ или качество?» и т.п. В целом, вопросы по каждому рисунку задаются психологом до тех пор, пока он не построит ясное для себя утверждение-гипотезу по каждому рисунку. Но здесь надо знать меру. Если гипотеза никак не выстраивается, то не следует терять темпа работы и стоит переходить к следующему рисунку. Не исключено, что гипотеза выстроится к концу опроса. Если же и этого не произошло, то психолог может честно сказать об этом пациенту, предположив при этом, что, быть может, данная сфера жизни и личности клиента еще достаточно неопределенна не только для психолога, но и для самого человека. И здесь клиент может дать новый ряд ассоциаций, качеств и оценок. Но право пациента состоит и в том, чтобы сохранить инкогнито по данному вопросу.
3. После этого наступает этап сообщения интерпретаций клиенту. Здесь психолог может использовать примерно следующий переход: «Каждый рисунок, как Вы уже, наверное, догадались, имеет свой ключ. Сейчас я Вам сообщу сложившиеся у меня в соответствии с этим ключом интерпретации. Вы можете соглашаться с этим или не соглашаться, но в любом случае мы можем получить пользу от этого обсуждения.
Часто несогласие клиента с интерпретацией имеет даже больший смысл, чем послушное согласие, поскольку в этом случае клиент может насытить данную сферу новыми ассоциациями и оценками, которых не было в рисунке и прежних ассоциациях вовсе.
Психолог должен иметь в виду, что клиента может заинтересовать лишь какая-либо одна сфера его личности и жизни. Тогда именно вокруг нее и развертывается последующее обсуждение и анализ. Психолог не должен испытывать чувство неуспеха, если из шести его интерпретаций «в точку» попала только одна. Главное здесь — актуализация самопознания клиента.
Часто применяю именно этот прием при работе с людьми, испытывающими профессиональное выгорание.