Попросите своего ребенка ответить на вопросы теста следующим образом. Знаком «+» требуется отметить указанные в вопросе действия учителей по каждому предмету, где эти действия явно выражены. Если утверждение не подходит к урокам по данной дисциплине, то ставится знак «—».
На каких предметах бывает так, что учитель:
1. Старается больше спрашивать, почти не оставляя времени на объяснение.
2. Никогда не спрашивает того, что не объяснил(а) и о чем негде прочитать.
3. Устанавливает доброжелательные отношения с отстающими учениками.
4. Всегда поощряет, если задание сделано учеником (ученицей) по-своему, оригинально.
5. Не спешит уйти после урока, с радостью продолжая отвечать на вопросы, связанные с темой.
6. На уроке нам интересно и все понятно.
7. Как правило, ей (ему) самой неинтересно то, что она (он) нам пытается «вложить в голову».
8. Учитель любит меня так же, как и всех остальных в классе.
9. Устанавливает доброжелательные отношения с дисциплинированными учениками.
10. Порицает и снижает оценку, когда ученики отвечают урок «своими словами» и(или) решают задачи не тем способом, который был показан.
11. Оценки ставит по преимуществу справедливо.
12. Не выдумывает ничего «несуразного», что только мешало бы пониманию предмета.
13. Обычно он (а) не требует от нас даже того, что положено.
14. Всегда требует, чтобы говорили только то, что он (а) считает правильным.
15. Устанавливает доброжелательные отношения с удовлетворительно успевающими учениками.
16. Мы вообще не можем понять, чего он (а) от нас хочет; то он (а) прощает большие проступки, то злится по пустякам (то «все можно», то «ничего нельзя»).
17. Он (а) дает нам задания по устаревшим учебникам, которые в то же время незнакомы родителям и вызывают у них раздражение.
18. Он(а) часто говорит: «Я вас завтра спрошу, а вы должны ответить вот так… Иначе вам будет плохо».
19. Он(а) никогда не насмехается и не оскорбляет учеников.
20. Он(а) хорошо знает предмет, но не пытается показать себя все знающим человеком.
Обработка результатов
Подсчитайте результат отдельно по каждому предмету. Значимыми ответами, за которые приписывается по одному баллу, являются положительные ответы («плюс») на вопросы: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 15, 19, 20, — и отрицательные ответы («минус») на вопросы: 1, 7, 10, 13, 14, 16, 17, 18.
Если по какому-то предмету сумма превышает 14 баллов, то это просто замечательно. При наличии нескольких таких предметов можно быть уверенным, что ребенку повезло. И если есть два — три учителя, ведущих предмет на таком уровне, то не советуем переводить ребенка в другую школу или класс. Талантливых учителей в любой школе и при любой системе не более 30 %. В существующей социально-экономической ситуации именно они вынуждены переходить в частные школы или менять профессию.
Когда рынок поставит все на свои места, большинству детей будет недоступно обучение в частных учебных заведениях.
Такова перспектива, которую, учитывая отток способных педагогов в другие сферы и переориентацию абитуриентов на профессии с высоким доходом, можно ожидать на ближайшие 50—70 лет.
Это не значит, что сейчас в частных гимназиях и лицеях сосредоточиваются лучшие педагоги. Просто они вытесняются вместе с финансовым упразднением государственной системы образования.
Мы постоянно слышим, что родители должны сотрудничать с учителями. Посмотрите на результаты теста, поговорите еще раз с ребенком, другими детьми в классе, понаблюдайте, поразмышляйте и решите, кого именно надо поддерживать и с кем именно сотрудничать: против своего ребенка или за него — с теми, кто его любит, кто посвятил свою жизнь профессии, которая никогда и не предполагала личного обогащения.