Как избегать конфликтов?

Конфликт – это вид межличностного противостояния как между двумя людьми, так и между группами. Конфликт считается побочным действием общения личностей с разными мнениями, целями и характерами. Предлагаем подробнее разобраться в природе конфликтов.

 

Понятие конфликта

В переводе с латинского, конфликт – это столкновение. Оно может основываться как на субъективных, так и объективных «несостыковках». Конфликт, в основном, имеет открытый характер, сопровождается негативными эмоциями, но при этом позволяет рассмотреть вопрос со всех сторон и узнать противоположную точку зрения.

 

Существуют следующие стадии конфликтов:

 

· предметная стадия. На этом этапе происходит зарождение конфликта, обнаруживаются предметы расхождения взглядов;

 

· конфликтное взаимодействие. На второй стадии открыто и нередко эмоционально высказываются недовольства, а противостояние набирает обороты;

 

· разрешение конфликта. В данном случае возможны два варианта развития событий. В первом – это полное разрешение конфликта, во втором – частичное погашение конфликта с «переносом» его на будущее.

 

Основные виды конфликтов:

Классификация конфликтов зависит от множества факторов: количестве участников, проявлении конфликтной ситуации, возможным последствиям и так далее. Словом, видов межличностного противостояния очень много. Мы приведем основные:

 

· по последствиям социального характера. По своему исходу противостояния могут быть успешными или провальными, разрушительными или созидательными, конструктивными или деструктивными;

 

· по уровням сторон-участников. В данном случае определяющим фактором является то, кто конкретно выступает в качестве противоборствующих сторон. Так, различают столкновения между личностями, группами людей, между ассоциациями и так далее;

 

· по источнику возникновения. К противостоянию сторон могут приводить следующие темы: несоответствие целей, разные взгляды на ситуацию, несовместимость характеров и многое другое;

 

· по форме противостояния. Противостояние может проявляться как открыто и мирно, так и агрессивно;

 

· по масштабности. В зависимости от того, сколько участников попали в конфликтную ситуацию, она может быть локальной и ограничиваться несколькими людьми, а также региональной или даже федеральной, когда к конфликту подключается несколько регионов. Еще противоборство может разрастаться до межгосударственных и глобальных масштабов;

 

· по отношению участников ссоры к самой конфликтной ситуации. Поскольку стороны конфликта могут по-разному относиться к возникшему разногласию, то противостояние может быть: случайным, скрытым, ложным, субъективным, объективным, честным, нечестным и так далее;

 

 

· по тактике. Проявление столкновения может происходить в различных формах: в виде дебатов, прений, словесных стычек или даже в виде агрессивного физического воздействия.

 

Причины возникновения конфликтов

Жизнь человека довольно-таки многогранна, поэтому конфликты могут возникать во всех сферах человеческой деятельности. Так, ссора может базироваться на эмоциональной неприязни, на непринятии каких-либо форм поведения, возникать при определенных ситуациях. В общем, поводов для разногласий достаточно. Остановимся на самых распространенных причинах возникновения конфликтов:

 

1. Разное видение целей. Если люди по-разному видят конечный итог своей деятельности, то может возникнуть конфронтация.

 

2. Расхождение во взглядах. Порой конфликт возникает между сторонами, которые расходятся во мнении относительно решения определенной ситуации или проблемы.

 

3. Игра на чувствах или нервах. Конфликтная ситуация может носить и чисто личностный характер в том случае, если её участники не могут сойтись на уровне эмоций и чувств друг к другу.

 

Если рассмотреть указанные причинные факторы в ракурсе сфер деятельности человека, то они будут выглядеть следующим образом:

 

· причины социальных конфликтов. Социальное противостояние – необходимое условие для развития общества. Конфликт может основываться на нескольких позициях: социальное неравенство, разные культуры, неоднородность обычаев. Кроме того, довольно много конфликтов основано на экономических факторах и вопросах относительно распределения власти. В семье же причинами для разногласий могут стать бытовые и финансовые проблемы, пристрастия партнеров, противоположные взгляды относительно воспитания детей;

 

· причины конфликтов в организации. Вынужденное нахождение внутри разнородного коллектива в условиях одной организации неизбежно приводит к

конфликтам. Так, причинами для возникновения конфронтации могут стать: борьба за повышение, неудовлетворительные трудовые условия, большой объем работы и так далее;

 

· причины межнациональных конфликтов. Спровоцировать вражду между государствами или представителями разных национальностей могут: стремление улучшить экономическое положение, восстановить утраченные географические границы, исторические или религиозные расхождения

 

Общие рекомендации по предотвращению конфликтов

Большинство людей, которые становятся участниками ссоры, старается оправдать свое поведение обстоятельствами, эмоциональным фоном, провокационным поведением собеседника и другими факторами. Однако эти же самые люди даже не догадываются: конфликт можно избежать, причем любой и в любой ситуации. В этом помогут нижеперечисленные советы:

 

· держать эмоции под контролем. Лучший способ предупреждения или конструктивного завершения конфликтной ситуации – отключить эмоции и своё Эго. Именно «трезвая голова» поможет так вести диалог, чтобы потом не сожалеть о сказанном или сделанном;

 

· не накручивать себя. Не нужно жить прошлым или будущим. Нужно жить сейчас, в данный момент времени. Порой человек выстраивает в своей голове мыслимые и немыслимые варианты событий, а затем использует свои фантазии в ссорах. Не надо так;

 

· быть внимательным к собеседнику. Если хочется поговорить с человеком или что-то обсудить с ним, то стоит провести беседу в удобное для обоих время. Если оппонент рассержен, расстроен или просто не настроен на разговор, то есть все шансы превратить общение в конфликтную ситуацию;

 

· не вспоминать прошлое. Нужно взять за правило: не стоит «привязывать» к сегодняшней проблеме проступки и промахи своего собеседника. В противном случае припоминание прошлого только подольет масло в огонь и усугубит конфликт;

 

· не копить в себе проблемы и обиды. Если есть нерешенные спорные моменты, невысказанные обиды, то в будущем они могут выплеснуться в виде фонтана негативных эмоций. Если что-то не устраивает, лучше проговорить и обсудить в режиме здесь и сейчас, а не откладывать на будущее;

 

· сохранять спокойствие. Чтобы конфликтная ситуация быстро разрешилась или вообще не возникла, стоит следить за собой. Нужно говорить спокойным ровным тоном, избегая насмешек и оскорблений.

 

Понимание причины возникновения конфликтной ситуации дает большое преимущество тому, кто хочет ею управлять. Самый эффективный способ, как избежать конфликта, базируется именно на знании его природы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.