Как научиться проще реагировать на неудачи

Эффект Супер-Марио

Почему стоит воспринимать жизнь как компьютерную игру? Давайте разбираться.

Откуда возник эффект Супер-Марио

Не так давно Марк Робер – современный известный YouTube‑блогер и спикер TED, бывший инженер NASA и Apple – провёл интересное исследование. Он предложил своим фолловерам поиграть в простую игру, которую создал с приятелем. Её суть состоялась в том, что нужно было провести запрограммированную машину через простой лабиринт. Пользователям нужно было составить последовательность команд, нажать кнопку «Поехали!» и далее виртуальное транспортное средство начинало двигаться согласно заданным командам. Подписчикам Робер объяснил, что цель его эксперимента – это доказать, что программировать способен любой, вне зависимости от возраста, пола и профессии. В итоге в игру сыграло почти 50 000 интернет-пользователей. Однако позже стало известно, что цель у него была иной. Бывший инженер хотел проанализировать реакцию людей, учитывая «штрафы», которые были встроены в игру.

Однако блогер разработал две разные версии игровой программы. В первой, если участник создавал неправильный код и не проходил лабиринт, на экране высвечивалось сообщение: «Не получилось. Попробуйте еще раз», но баллы у него сохранялись. Во второй всё было по-другому, в том числе и текст с ошибкой: «Не получилось. Вы потеряли пять очков. Попробуйте еще раз».

На первый взгляд кажется, что разница небольшая. Однако этот эксперимент позволил узнать кое-что о психике человека.

Как на людей влияют потери

Результаты игроков из двух групп оказались разными. Из представителей первой задачу достигло 68% участников, а второй – только 52%, получается, на 16% меньше. Также Робер проанализировал, сколько было попыток у пользователей, прежде чем они сдались. Выяснилось, что фолловеры, которые не теряли очки, чаще справлялись с поставленной задачей и все-таки проводили машину через лабиринт.

Бывший инженер пришел к заключению, что те испытуемые, которые делали больше попыток довести поставленную цель до конца, чаще приходили к успеху, по сравнению с теми, кто сдавался в самом начале. По мнению автора исследования, отличие двух группу заключается в том, что участники получали различные уведомления об ошибке. И, естественно, по-разному относились к ней.

В результате этого эксперимента Роберт вывел психологический трюк, которому дал название эффекта Супер-Марио. Есть суть заключается в умении легко реагировать на поражения и добиваться больших результатов. Перед тем как начать детальнее рассказывать об этом эффекте, я расскажу, как мы реагируем на провалы и как они отражаются на нашем поведении.

Как люди реагируют на неудачи

Если рассмотреть желание быть богатым, то можно резюмировать, что хотеть быть богатым – это значит не желать быть бедным. Если человек хочет добиться успеха, то,

получается, что он не желает неудач. Выходит, что бедность – это антоним богатства, а проигрыш –победы. Именно так считают многие.

Получается, что люди на провалы реагируют негативно. Причем боязнь перед удачей такая сильная, что даже может вынудить человека расстаться с задуманной целью и даже подорвет его самооценку. Но дело не в провалах, а в отношении к ним.

Если вернуться к игре Робера, то можно увидеть, что поражения были у участников всех групп, но реагировали они на них по-разному. В настоящем мире мы называем неудачи чем-то плохим, считаем их постыдными, мыслим, они – что-то такое, что не должно было случиться. Или думаем о них как о таком, что нужно было скрывать от близких. И когда окружение диктует нам оставаться позитивными и снова попробовать, нам легче опустить руки, чем рискнуть. Но по-другому реагировать на свои провалы нам поможет эффект Супер-Марио.

Что из себя представляет эффект Супер-Марио

Маленький Робер был фанатом компьютерной игры про Марио. Он часами управлял главным героем, чтобы пройти все уровни. Блогер убежден, что когда человек начинает играть и терпит поражение на первом же уровне, то начитает считать, что у него ничего не получится и дальше пробовать даже не стоит. Но это ошибочное убеждение. Когда человек проходит уровень заново, он знает, что в конкретном месте есть препятствие, которое нужно обойти. Получается, он учится на неудачах и не зацикливается на них. Именно это и предполагает эффект Супер-Марио.

Безусловно, бывает сложно играть, проходить один уровень за другим. Порой весь процесс может растянуться надолго, что выводит из себя. Однако даже временные поражения не должны бить по самооценке.

В итоге своего исследования Робер сделал вывод, что эффект не предполагает оптимизм, не учит человека искать что-то положительное в поражениях. Человек всего лишь играет, преодолевает уровни и препятствия в них. Он падает, но учится и играет дальше. Эффект Супер-Марио означает, что на жизненные неудачи стоит реагировать так же, как и на провалы в компьютерной игре. Нужно считать, что они – неотъемлемый элемент на пути к успеху, пусть и неприятный.

Теперь я предлагаю вернуться к мысли, что неудача – это антоним успеха, а бедность – богатства. Данная установка неверна, поскольку продолжительное нахождение за чертой бедности не приведет к большим деньгам. Однако серия поражений может привести к богатству в том случае, если учиться на своих ошибках.

В итоге можно сделать вывод, что неудача – это предшественник успеха, а не антоним. Джоан Роулинг, автор легендарного «Гарри Поттера», получила больше десяти отказов до того, как ее книгу согласились напечатать. Томас Эдисон предпринял несколько тысяч попыток, прежде чем изобрести лампочку. Они добились успеха. По сути, вы не отличаетесь от них. Знаете, почему? Потому что вы такой же человек. И вас тоже будут преследовать неудачи перед большим успехом. Только стоит помнить, что неудача приближает вас к победе. Главное – использовать её себе во благо.

Поражения – это часть нашей жизни. Но они приближают нас к успеху. Поэтому ваша цель – это продолжать преодолевать препятствия на пути, словно вы – персонаж компьютерной игры, который всего лишь проходит очередной уровень.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *