Замечали ли вы за собой, что по-разному ведете себя в разных ситуациях? На работе получается выполнить проект, с семьей удается съездить в отпуск, а мечту свою заветную исполнить нет? Американский психолог Эрик Бёрн объяснил такое поведение существованием в человеке трёх субличностей: родитель, взрослый и ребёнок. По его мнению, если проработать каждую из личностей, то начнут исполняться мечты во всех сферах. Предлагаем подробнее разобраться с каждой.
1. Внутренний Родитель
Когда вы заботитесь о себе, принуждаете себя к чему-либо или запрещаете, то выступаете в роли родителя. Эта модель поведения – это позиция старшего. Он озвучивает требования наших родителей и людей, которые были значимы для нас в детстве.
Типичные фразы проявления внутреннего родителя: «Я должен», «Это запрещено», «Кто так делает»?
Как помочь внутреннему родителю? Навести порядок в пространстве. Дело в том, что мы проявляем свободу, когда выражаемся во внешний мир так, как чувствуем себя внутри. А для этого нужно быть свободным ментально и психологически. То есть, необходимо расслабить своего внутреннего родителя.
Чтобы расширять границы дозволенного, нужно чаще находиться в осознанном состоянии, избавляться от ненужного ментального мусора. С этим эффективно помогают медитации, йога и другие практики, которые работают и на физическом, и на энергетическом уровне.
Чтобы начать свой путь свободы, нужно сбросить лишний груз и избавиться от того, что тянет энергию и ограничивает. Для этого:
1. Почистите свой круг общения
Определите, общение с какими людьми вас наполняет и заряжает, а с какими наоборот истощает. Осознайте, что ваше окружение – это ваш выбор. Но в любой момент вы можете его пересмотреть и принять решение: соглашаться дальше на общение с теми, кто вас истощает, или нет.
2. Освободитесь от ненужного
Чистка пространства, избавление от хлама, генеральная уборка – всё это нужно для того, чтобы расстаться с прошлым. Так вам будет проще и приятнее идти вперед.
Подойдите к этому делу ответственно: выбросите, отдайте или продайте ненужные вам вещи, почистите файлы на компьютере и в смартфоне, приведите в порядок рабочее место. Уборка поможет вам упорядочить своё пространство и освободить ресурсы, которые вы раньше тратили на ненужное.
Сэкономленные силы вы сможете направить на достижение важных целей.
3. Завершите незаконченные дела
Это можно сделать с помощью матрицы приоритетов Эйзенхауэра. Этот анализ поможет определить дела, которые необходимо доделать, а какие уже утратили свою актуальность.
У каждого есть незаконченные дела: недочитанная книга, невыполненное обещание, несостоявшаяся встреча и так далее. Все эти дела «висят», тормозят другие процессы и вызывают чувство стыда, даже если некоторые из них могут быть неактуальными.
Чтобы определить, какие планы стоит выполнять, а какие – нет, составьте матрицу дел:
1. Запишите все свои невыполненные дела и задачи на бумаге.
2. Распределите их по категориям:
· Важно и срочно
· Важно, но не срочно
· Срочно, но не важно
· Не важно и не срочно
3. Дела из категории «Не важно и не срочно» сразу выкидывайте и больше к ним не возвращайтесь.
4. Определите для оставшихся дел сроки. Вы почувствуете облегчение, когда поймете, что дел осталось не так уж и много.
2. Внутренний Взрослый
Эта позиция – часть нашей настоящей личности. Она не ссылается на нас в детстве, но и не копирует образы родителей. Задачи внутреннего взрослого состоят в том, чтобы приспособиться к реальности, построить планы, заработать деньги и рассмотреть события с точки зрения разума.
Типичные фразы проявления внутреннего взрослого: «Я думаю…», «Давай сделаем это…», «Я уверен, мы найдём правильное решение».
Как помочь внутреннему взрослому? Навести порядок в мыслях. Далее вам предложена техника их шести вопросов Кэти Байрон, которая поможет прогнать сомнения в своих возможностях и поверить в свои силы.
Однажды американка Кэти Байрон оказалась на грани суицида. Из-за низкой самооценки она даже решила, что недостойна спать на кровати, и переместилась на пол. В итоге Кэти стала задавать себе четыре простых вопроса всякий раз, когда ее начинала тяготить навязчивая мысль, мешающая жить и работать. Вот, как выглядят эти вопросы.
Для начала возьмите ситуацию, которая вас беспокоит. Например, вы можете думать: «Я не получу эту работу». Сами вопросы:
· Это правда? Ответьте искренне.
· Это точно правда? Вы абсолютно уверены, что это правда? Если да, то вспомните примеры своих провалов.
· Как вы реагируете, когда вспоминаете свои неудачи? Ответьте честно, какие эмоции вы испытываете: гнев, стыд или радость с облегчением?
· Представьте, что не можете думать первоначальную мысль «Я ни за что не смогу получить эту работу». Как вы теперь себя ощущаете?
После этого измените изначальную фразу на противоположную: «Я получу эту работу!»
Вспомните три положительных примера, доказывающие, что можете добиться желаемого.
3. Внутренний Ребенок
В этой роли мы руководствуемся эмоциями и желаниями. Это проекция нас самих в детском возрасте. Внутренний ребенок отвечает за наши творческие занятия, новые идеи, спонтанность и непосредственность. Швейцарский психолог Карл Густав Юнг отмечал, что внутренний ребенок в личности воплощает жизненные силы и выражает самое сильное стремление человека – тягу к самореализации.
Типичные фразы проявления внутреннего ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне сложно».
Как помочь внутреннему ребенку? Научиться прислушиваться к своим желаниям. Чтобы определить, подавлен ли ваш внутренний ребенок, предложите десять вариантов следующих предложений:
· «Я должен…
Попробуйте слова «Я должен» в ваших предложениях заменить на «Я хочу». Если это удается, то сделайте это.
· «Я хочу…»
Посчитайте, сколько у вас осталось утверждений, в которых не удалось заменить «Я должен» на «Я хочу». Количество утверждений – это процент, который показывает, насколько подавлен ваш внутренний ребёнок.
Таким образом, внутри каждого человека есть три субличности: родитель, взрослый и ребенок. Родитель контролирует, взрослый решает жизненные вопросы, а ребенок мечтает.