Защищаться разрешается: что такое критика и как ей противостоять

Критика уместна только в одном случае: когда один человек приходит к другому и спрашивает его мнение. В остальном это нарушение границ. Особенно неприятно, когда критикуют близкие, потому что им сложно что-то противопоставить. В этой статье мы поговорим о том, как защищаться от критики.

 

Что такое критика?

Критика – указание на недостатки. Критика бывает разной: справедливая и несправедливая, грамотная и безграмотная, открытая и скрытая, конструктивная и деструктивная. Может быть представлена в форме обвинения, выражении недовольства или претензии.

 

Критика отличается по тому, на что она направлена:

· на ситуацию;

· на личность;

· на высказывания человека;

· на действия человека.

 

Критику, чаще всего, используют для того, чтобы достучаться до человека. В критику невольно впадают люди с плохим настроением, при проявлении агрессии, при наличии негативных чувств к другому человеку. Критика сама по себе опасна, потому что она вызывает протест, чувство обиды, провоцирует конфликты, подрывает самооценку того, кого критикуют. Если есть возможность обойтись без критики, то лучше это сделать, конечно. Но как быть, если вы при всем желании не можете избежать критики? Противостоять негативной оценке вам помогут наши советы.

 

Шесть рекомендаций для защиты от критики

 

1. Вы знаете, кто ваш критик?

Что вы знаете о человеке, который вас раскритиковал или задел? В Интернете, например, самую резкую критику оставляют, в основном, анонимы с закрытыми профилями. Людей, которые прячутся за аватарами и скрывают свое имя, вообще не стоит принимать во внимание.

 

Безусловно, каждый человек имеет право на выражение своего мнения, в том числе и анонимы. Только оскорбления с анонимных аккаунтов пишут малодушные люди. Разве стоит реагировать на их слова?

 

Что касается критики офлайн, об этом следующий пункт.

 

2. Эти люди для вас важны?

Нас часто задевают слова, мнения и действия людей, которые сами по себе для нас не важны. Например, соседи по квартире, которым не нравится, как мы одеваемся, коллега

по работе, раскритиковавший отчет на работе, или давний приятель, заявивший, что новое пальто нам совершенно не идет.

 

Каждый из этих людей может вас задеть, но нужно сделать шаг назад и трезво посмотреть на ситуацию: действительно ли эти люди для вас важны? Если нет, то не реагируйте на их замечания. Зачастую за критикой может скрываться обыкновенная зависть.

 

3. То, что они говорят и делают, всегда про них самих

То, как человек отзывается о других и ведет себя с ними, показывает, какой он на самом деле. Критика – это про отношение к себе, а не к окружающим. Критику часто выдают за заботу, желание помочь и направить, но это не так. Люди критикуют из-за собственных страхов и делают это для того, чтобы снизить у себя чувство боли и тревоги.

 

Едкими комментариями, надоедливыми вопросами, недостойным поведением человек демонстрирует вам свои болевые точки. Не опускайтесь до уровня того, кто судит по внешности, возрасту, полу и опирается на ваши отличия от него. Почаще себе напоминайте, что яд, который распространяют критики – это их собственный продукт.

 

4. Не торопитесь с выводами

Когда мы расстроены или рассержены, то нам кажется: мы прекрасно поняли, что другой человек имел в виду. Возможно, вам и правда хотели сделать больно, возможно и нет. Может, все совсем не так, как вы предполагаете? Старайтесь реагировать спокойно на критику, оставьте за критиком право на собственное мнение, но не воспринимайте его слова на свой счет и не спешите прислушиваться к словам критика, если они были сказаны на эмоциях.

 

5. Подумайте, как критика может вам помочь

Даже негативная обратная связь, преподнесенная грубо, может помочь вам учесть свои ошибки, чему-то научиться и вырасти, особенно если речь идет о работе. Вернитесь к злобному комментарию, когда эмоции поутихнут, и постарайтесь понять, может ли он быть вам полезен.

 

Нам сложно непредвзято видеть свои недостатки, как их видят другие. Справедливая критика подсказывает нам, где и в чем мы не правы, дает возможность поправить ситуацию, сделать дело лучше.

 

Поддерживайте справедливую критику в свою сторону: реагируйте на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с ней сразу и в категоричной форме. Если вы свои ошибки признаете быстро и решительно, это обезоружит собеседника.

 

6. Не становитесь жертвой

Главная опасность критики заключается в том, что она заставляет нас занимать оборонительную позицию, что существенно ограничивает жизнь, мешает двигаться вперед, развиваться и использовать новые возможности. Не позволяйте критикам загонять вас в угол, не превращайтесь в жертву, не позволяйте другим управлять своей жизнью.

Если вы будете делать что-то стоящее, недоброжелатели обязательно объявятся. Поэтому учитесь защищать себя и отстаивать свою позицию.

 

Как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А значит, чем больше мы будем рисковать, чем громче начнем заявлять о себе, тем больше критики услышим в свой адрес.

 

Остановить поток негативных мнений, к сожалению, нельзя. Однако можно научиться воспринимать критику иначе, не позволять комментариям тормозить нас в развитии и останавливать движение к целям. Для этого вовсе не обязательно отращивать панцирь и становиться толстокожими.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *